Оратория «Страсти по Матфею». Мировая премьера версии для солистов, хора и органа

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «ИСКУССТВО ДОБРА»
УЛ. М. ГРУЗИНСКАЯ Д. 27/13 СТР.1 13 апреля, среда. 19:30

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)
ОРАТОРИЯ «СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ»
Мировая премьера версии для солистов, хора и органа

Выступает:
МОСКОВСКИЙ СИНОДАЛЬНЫЙ ХОР
Художественный руководитель и главный дирижер – Заслуженный артист России Алексей ПУЗАКОВ

Солисты: Ольга УШАКОВА (сопрано)
Полина ШАМАЕВА (меццо-сопрано)
Евгений ВОРОБЬЕВ (тенор)
Антон ЗАРАЕВ (бас)
Партия органа – Татьяна ЩЕРБА

Митрополит Иларион – в миру Григорий Валериевич Алфеев – закончил знаменитую Гнесинскую школу по классу скрипки и композиции, затем поступил в Московскую консерваторию на факультет композиции. Поступая в консерваторию, он уже знал, что не будет ее заканчивать: в его сердце жило желание посвятить себя всецело Богу.

Двадцать лет спустя уже в сане митрополита, владыка вернулся к сочинению музыки. «Страсти по Матфею» стали одной из его первых партитур, прозвучавших в концертном формате.
«Пассионы» – «Страсти» – возникли в лоне западной церкви, католической и лютеранской. Сегодня «Страсти» вышли за границы богослужения и стали самостоятельным музыкальным жанром. «Страсти по Матфею» епископа Илариона – это первая православная интерпретация «Страстей» в музыке.
Что привлекает в этой музыке публику? По мнению известного музыкального критика Петра Поспелова, это то,что шире музыки и веры: «Страсти по Матфею» митрополита Илариона выражают глубинные стремления человека,
его жажду жизни и бессмертия, на языке, понятном каждомурусскому сердцу.

Мировая премьера органной версии этого произведения, написанного изначально для солистов, хора и симфонического оркестра, собрала более тысячи заинтересованных слушателей. На премьеру прямо из аэропорта прибыл автор – председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Сама возможность устроения такого концерта во многом связана с тем, что в этом году, как и в прошлом, празднование Пасхи по юлианской и григорианской пасхалиям приходится на один день. Исполнение «Страстей по Матфею» состоялось накануне Страстной недели, которую католики и православные молитвенно проживают одновременно.

Среди приглашенных на концерт были: глава римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, временный поверенный в делах Апостольской нунциатуры в Российской Федерации монсеньор Висвальдас Кульбокас, представители поместных Православных Церквей (архиепископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском; епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском; епископ Сербской Православной Церкви Василий), православные священнослужители — сотрудники ОВЦС, представители дипломатического корпуса разных стран.

По словам организаторов концерта, идея создать версию «Страстей» для органа принадлежит самому автору, а воплотила ее в жизнь органист Татьяна Щерба, которая и исполнила это произведение вместе с Московским Синодальным хором (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Алексей Пузаков). Солисты: Ольга Ушакова (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Евгений Воробьев (тенор), Антон Зараев (бас). Текст Евангелия от Матфея (в Синодальном переводе) читал протодиакон Александр Агейкин.

После концерта органист Татьяна Щерба рассказала, что митрополит Иларион впервые услышал органную версию своего произведения полностью. До этого, осенью 2010, будучи в Вене, он слышал и одобрил только отдельные номера, тогда же возникла идея публичного исполнения этого нового прочтения традиционного жанра «Страстей». «Орган, хор, речитатив, которые использованы в этом произведении, позволяют говорить о синтезе искусств. Жанр «Страстей» – универсальный жанр, он есть и в католичестве, и в православии, и в протестантизме. А музыка владыки Илариона доступна широкому кругу слушателей. Поэтому в данном случае нельзя говорить, что «музыка православная, а исполнение католическое». По-моему, все очень хорошо сочетается», – сказала исполнительница.

Очевидно, что ее мнение разделяют большинство слушателей: искренние аплодисменты, множество цветов стали тому подтверждением. Сам автор сразу после исполнения удалился. Но организатор концерта, руководитель благотворительного фонда «Искусство добра» Валентина Новаковская успела спросить его о впечатлении. «Мне понравилось», – передает она слова митрополита.

Сама же В. Новаковская говорит, что успех концерта превзошел все ожидания. «Орган придает новый, очень глубинный смысл этому произведению. Переплетение западной и восточной музыкальной традиции, которое мы сегодня слышали, – это что-то необычное, это большое потрясение. Сегодняшнее исполнение – еще одно свидетельство того, что любовь Божья разлита в сердцах человеческих, и она из полноты дарит свою силу, свое тепло, свою красоту всем. Это можно назвать совместным вкушением духовной и музыкальной трапезы. Мне кажется, что это начало какого-то очень плодотворного сотрудничества, когда мы сможем делиться друг с другом теми сокровищами, которые выработаны в традициях Восточной и Западной Церквях».

Своим впечатлением от услышанного с агентством поделилась также Джованна Парравичини – атташе по культуре представительства Ватикана в РФ: «Меня глубоко растрогало это произведение. Как великопостное молитвенное размышление, оно хорошо вводит в суть евангельских событий. За счет органа и хорового пения происходит углубление того евангельского текста о Страстях Господних, который читается: мы как будто присутствуем у подножия Креста, ощущая перспективу Воскресения. Радостно, что это возрождение традиции музыкальных «Страстей», которая восходит к Баху. А то, что использовалась музыка из литургической традиции Восточной Церкви, мне очень понравилось – ты чувствуешь себя как дома».

Как напомнила в начале концерта ведущая, западно-христианская традиция исполнения на Страстной неделе повествования о Страстях Господних насчитывает уже около восьми столетий. Поначалу текст читали только священнослужители на латыни, а музыка представляла собой одноголосную григорианскую монодию. С развитием многоголосия эта традиция претерпела изменения, и к моменту создания знаменитых «Страстей по Матфею» Баха стало возможно хоровое исполнение этого произведения, а также использование местного языка. К жанру «Страстей» обращались многие композиторы, в том числе – современные: К. Пендерецкий, С. Губайдуллина, А. Пярт и другие.

«Страсти по Матфею» епископа Илариона – это первая православная интерпретация «Страстей» в музыке. Премьера сочинения прошла в Большом зале консерватории в 2007 г. В том же году «Страсти» были с триумфом исполнены в Риме. В российском и итальянском премьерных концертах участвовал Свято-Никольский хор Третьяковской галереи (ныне – Московский Синодальный хор) под управлением Алексея Пузакова.

Хочу выразить нашу взаимную радость от того, что мировая премьера оратории Страсти по Матфею для хора, солистов и органа Митрополита Илариона прозвучала в римско-католическом кафедральном соборе. И тот факт, что Святейший Патриарх Всея Руси благословил Владыку Илариона лично присутствовать на этом мероприятии, при участии делегации из Московской Патриархии, Нашего Митрополита Павла Пецци, как принимающей стороны, представителей дипломатического корпуса Ватикана, Италии, Испании, Германии, Австрии и др. стран, придало этому событию высокий уровень в отношениях между нашими Церквами, что является важным свидетельством христианского диалога и сотрудничества в глазах российской и международной обществености.

Юлия Зайцева